Фора-банк в москве

Примеры судов на воздушной подушке

В середине прошлого века началось массовое строительство СВП во всем мире и, разумеется, в СССР. Первыми оценили все преимущества этого средства транспорта военные.

Десантные суда на воздушной подушке

С 1970 года на вооружение ВМФ поступили первые СВП «Джейран». Два газотурбинных двигателя ДТ-4 нагнетали воздух в сопла под днищем и вращали маршевые двигатели. На ходу судно управлялось воздушными рулями. Корабль мог перевезти 2 средних или 3-4 плавающих танка, 5 БТР или 200 десантников. Было построено 20 судов данного проекта. Сегодня им на смену пришли гораздо более мощные СВП.

Суда проекта «Зубр» тоже были разработаны в СССР. По мере их выпуска росли размеры и возможности. Это единственное советское средство вооружения, которым оснащены войска стран НАТО по сей день. Современная модификация «Зубра» признана самым большим и мощным в мире судном на воздушной подушке.

В задачи данного СВП входят транспортировка боевой техники и личного состава на необорудованные береговые плацдармы. Грузовой отсек вмещает 3 танка или 10 БТР общей массой до 150 тонн. Или же 8 БМП плюс 140 десантников. Без техники на борту могут разместиться до 500 человек.

«Зубр» огромен. Его длина 57 м, ширина 27 м, высота 22 м. Оно способно преодолеть 550 км со скоростью 111 км в час. Суммарная мощность энергетической установки – 50 000 лошадиных сил. 4 нагнетателя накачивают воздушную подушку, 3 винта диаметром 5,5 м обеспечивают движение по горизонтали. Управляют этим ревущим чудовищем всего 26 человек команды.

В 1965 году сенсацию произвел «каспийский монстр» – заснятое со спутника испытание первого в мире экраноплана «Лунь». До взлета суперсамолета «Мрия» этот гигантский летательный аппарат был крупнейшим в мире. 10 турбовинтовых двигателей обеспечивали ему скорость 500 км в час, дальность 1500 км и грузоподъемность 550 тонн. Поистине грозное оружие так и не было доведено до ума. В 1980 году экраноплан затонул во время испытаний. Перестройка и последующий развал страны так его и оставили на дне Каспия. Сегодня разработки экраноплана возобновлены, суда меньшего размера уже эксплуатируются у нас и за рубежом. Но техника эта дорогая и требует высокой квалификации рулевого. Поэтому пока еще не очень распространена.

Суда на воздушной подушке для работы в экстремальных условиях

Освоение арктической зоны – вопрос экономической стратегии нашей страны. В сложнейших климатических условиях СВП наиболее полно реализуют свои преимущества. К примеру, катер «Звезда» способен передвигаться по открытой воде, льду и болоту при температурах от +40 до -50 градусов и ветре до 20 метров в секунду. Он рассчитан на перевозку 25 пассажиров и 0,5 тонны груза или 2 пассажиров и 3 тонн груза. Салон утеплен и полностью безопасен. Силовая установка мощностью 800 лошадиных сил работает на дизельном топливе.

Гражданские суда на воздушной подушке

Первое пассажирское СВП «Сормович» разработали и впустили на воду в Горьком, нынешнем Нижнем Новгороде, в 1965 году. Судно было рассчитано на круглогодичные перевозки 50 пассажиров и проработало 2 навигации на линии Горький – Чебоксары. Но из-за недоработок силовой установки так и не пошло в серию. Волжское пароходство предпочло суда на подводных крыльях. Тем более, что никакой инфраструктуры для зимней навигации просто не существовало.

Тема пассажирских судов на воздушной подушке надолго стала закрытой. Но сегодня они переживают ренессанс.

Яркий пример – СВП «Хивус-48», который серийно выпускает компания «Аэроход». Фактически это то же самое «Красное Сормово», только под другой вывеской. Судно габаритами 19х8 м рассчитано на перевозку 48 пассажиров на расстояние до 500 км. Оно может выйти на берег с уступом до 0,8 м, что делает катер весьма удобным для сообщения с удаленными поселками и туристических поездок. Еще лучше с экскурсионными маршрутами справляется модификации «Хивус-20» и «Хивус-6», рассчитанные, соответственно, на 20 и 6 пассажиров.

Частные суда на воздушной подушке

С недавнего времени СВП заинтересовали рыболовов, охотников и любителей экстремально спорта. Вот, например, катер «Соболь» со стеклопластиковым корпусом без закрытой кабины. Экипаж – водитель и один пассажир плюс до 15 кг груза.

Вполне естественно, что российские умельцы не обошли вниманием суда на воздушной подушке. Самая известная подобная конструкция – катер «Ак-Тай» из поселка Ноябрьский Ямало-Ненецком автономном округе

Его создатель публикует в Интернете чертежи и подробно рассказывает о самостоятельном изготовлении.

Исследование Джулиана Ханта

Исследование, проведенное в 2019 году под руководством ученого из Международного института прикладного системного анализа Джулиана Ханта, показало что можно развивать отрасль, основанную на дирижаблях, используя реактивный поток как энергетическую среду для перевозки грузов по всему миру.

Реактивное течение — это сильные ветра, которые дуют с запада на восток на высоте от 8 до 12 км над поверхностью Земли со средней скоростью 165 км/ч. Дирижабли, летающие в струйном потоке, могут снизить выбросы CO2 и потребление топлива, так как ветер будет вносить большую часть энергии, необходимой для перемещения дирижабля между пунктами назначения.

По подсчетам ученых, кругосветный перелет в северном полушарии займет 16 дней, в южном полушарии — 14 дней вместо 60 дней на морском судне и потребует всего 4% топлива, затраченного кораблем. Энергия необходима лишь для того, чтобы войти в реактивный поток и выйти из него.

По мнению Ханта, если попытаться оценить стоимость использования дирижаблей для перевозки грузов сейчас, то пока это будет в 10–50 раз дороже, чем дальнее мореплавание, развивающееся сотни лет. Чтобы дирижабли были конкурентоспособными по сравнению с традиционными морскими перевозками, грузовая отрасль должна инвестировать не менее $50–100 млрд в следующие 10-20 лет в разработку технологий, необходимых для создания безопасных и эффективных дирижаблей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector