Статья 14.16. нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
Содержание:
- Штраф за продажу алкоголя без лицензии и акцизных марок в 2019 году: Ответственность по статье КоАП, УК за незаконную торговлю для ИП, ООО
- Оформление жалобы
- Может ли ИП начать торговлю пивом
- Профессиональная помощь – возможность сэкономить время
- Судебная практика по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ
- Несение уголовной ответственности
- Виды лицензий на алкоголь, их стоимость и сроки действия
- Штраф за продажу алкоголя несовершеннолетним
- Пошаговая инструкция по получению «алкогольной» лицензии
- Ответственность и штрафы за торговлю алкоголем без лицензии
- Ответственность за хранение нелицензированной алкогольной продукции
- О прилегающих территориях
- Гаражная экономика
Штраф за продажу алкоголя без лицензии и акцизных марок в 2019 году: Ответственность по статье КоАП, УК за незаконную торговлю для ИП, ООО
В большинстве случаев факты продажи алкоголя выявляются сотрудниками полиции. Для этого, как правило, проводятся оперативно-розыскные мероприятия. Под прицел органов правопорядка обычно попадают люди, которые ранее уже продавали алкоголь. Но одной лишь информации об этом мало. В ходе ОРМ фиксируется факт продажи, а результаты закупки становятся поводом для возбуждения административного или уголовного производства.
Специальные статьи за продажу и в целом незаконный оборот алкогольной продукции появились в УК РФ летом 2017 года. После этого количество выявленных правонарушений и преступлений резко возросло. Практически все они – следствие проведение ОРМ. Иногда о фактах продажи алкоголя сообщают в полицию сами граждане, например, соседи виновного лица или родственники покупателей алкоголя.
Любой гражданин, которому стало известно о незаконном обороте алкогольной продукции может обратиться с соответствующим заявлением в компетентные органы:
- Роспотребнадзор;
- Полицию;
- Прокуратуру.
В заявлении нужно указать:
- Адрес организации, в которую направляется жалоба;
- Сведения о заявителе (ФИО, адрес, контактный телефон);
- Адрес места незаконной реализации или производства алкоголя;
- Обстоятельства, при которых стало известно о незаконной деятельности;
- Просьбу привлечь виновных лиц к ответственности.
В 2019 году приняты новые правила, регулирующие сбыт алкогольной продукции. Нормы признаны для снижения уровня потребления спиртного в России, в результате которого упадет количество преступных деяний. Ввиду этого на продавцов, нарушающих установленные требования, будут налагать штраф за продажу алкоголя без лицензии, и привлекать к иным видам ответственности, в т. ч. по УК РФ.
Уважаемые посетители!
Наши статьи носят информационный характер о решении тех или иных юридических вопросов. Вместе с тем каждая ситуация индивидуальна.
Для решения конкретной задачи заполните форму ниже, либо задайте вопрос онлайн-консультанту во всплывающем окне справа внизу экрана или звоните по номерам указанным на сайте (круглосуточно и без выходных).
В конце 2017 г. В. В. Путин утвердил законодательное положение, ужесточающее ответственность за нелегальную реализацию спиртосодержащих напитков. Таким образом, УК России пополнился новыми статьям о незаконном предпринимательстве, сбыте и изготовление алкоголя.
Статья КоАП
Не во всех ситуациях, магазин и должностное лицо будут привлекаться за незаконную продажу спиртного согласно статьям УК России. Так, в ст. №14.17.
1 КоАП прописано, что если гражданин не является ИП или ООО, но занимается торговлей спиртосодержащей продукцией и этот факт подтверждается впервые, то деяние не должно расцениваться, как уголовное нарушение.
В этом случае наказание будет применено в рамках АК России.
В контексте правонарушения предусмотрен ряд санкций:
- уплата штрафа в объеме 30000-500000 р. с полным изъятием продукции;
- увеличенное взыскание грозит фермеру или ИП, ведущему крестьянское хозяйство.
Уголовный кодекс регламентирует ответственность за нарушение ст. №171.3 – нелегальное производство и торговля спиртосодержащими напитками в больших объемах.
В данном случае подразумевается сумма свыше 100000 р., но меньше миллиона:
- санкции 2-3 млн. рублей;
- общественные работы на период до 36 месяцев;
- заключение под стражу на срок до трех лет.
В качестве дополнительной меры, судебный орган вправе лишить возможности хозяина бара или магазина, а также сотрудника, занимать определенный пост или вести деятельность. В ситуации, когда место имел групповой сговор, в рамках которого на территории торговой точки продавался алкоголь в большом количестве на сумму более миллиона рублей, наказание будет суровым.
Ответственность:
- наложение штрафа в объеме 3-4 млн. руб.;
- принудительные работы на период до 60 месяцев;
- заключение под стражу и лишение свободы до пяти лет.
Под статью за нелегальную продажу спиртного попадает следующая категория населения:
- физлица, ведущие деятельность в сфере розничной торговли;
- предприниматели без образования ИП или ООО.
Также ст. 13.
Оформление жалобы
Если гражданину стали известны факты незаконной продажи алкогольной продукции, он имеет право, обратится с соответствующим заявлением в государственные структуры.
Заявление в правоохранительные органы
Наиболее эффективным способом противодействия незаконной реализации алкоголя является обращение в правоохранительные органы. Для этого необходимо написать заявление, в котором излагается вся известная информация по данному нарушению. В документе указывается просьба провести проверку по данному факту. В случае наличия доказательств осуществления незаконной деятельности их прикладывают к заявлению.
После получения официального обращения сотрудники правоохранительных органов должны проверить полученную информацию и в случае её подтверждения предпринять все возможные меры по пресечению незаконной деятельности. Допускается сообщить в полицию о подобных преступлениях по телефону 02.
Прокуратура
Если обращение в правоохранительные органы не принесло результата можно обратиться с аналогичным заявлением в прокуратуру. При поступлении подобного обращения сотрудники прокуратуры должны провести проверку и дать гражданину официальный ответ на его заявление.
Обращение в Роспотребнадзор
Еще одной государственной структурой, которая принимает и рассматривает обращения граждан по факту незаконной продажи алкоголя является Роспотребнадзор. Направить официальное обращение можно одним из следующих способов:
- лично посетив региональное отделение организации;
- отправив электронное обращение на официальном интернет ресурсе Роспортребнадзора;
- заказным письмом.
В случае получения подобного обращения сотрудники организации проводят проверку и предпринимают соответствующие меры.
Специализированные интернет ресурсы
Сегодня в интернете активно работают различные ресурсы и сервисы, с помощью которых граждане могут подать жалобу и рассказать о фактах незаконной продажи алкоголя. Некоторые сайты дают возможность загружать фото и видео доказательства противоправного деяния.
Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.
Телефон в Москве и Московской области: +7
Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области: +7
Бесплатная горячая линия по всей России: 8 (800) 301-39-20
Одним из самых известных ресурсов подобного характера является проект «Сердитый гражданин». Администрация сайта и активисты движения проведут собственную проверку и предпримут все законные меры по пресечению нарушения.
Куда еще можно сообщит о преступлении
Из любого региона РФ можно сообщить о незаконном распространении алкоголя или его нелегальном производстве по телефонам 8 800 100 0004. Исходящий звонок по указанному номеру будет бесплатным. Еще один номер, по которому можно сообщить о преступлении в сфере оборота алкогольной продукции 8. Активисты движение «За трезвую Россию» обязательно проверят полученную информацию и в случае необходимости привлекут правоохранительные органы для помощи.
Может ли ИП начать торговлю пивом
Сразу ответим, что индивидуальные предприниматели вправе продавать пиво. Почему вообще возникает такой вопрос? Разве есть запреты на торговлю алкоголем, связанные с организационно-правовой формой продавца (ИП или ООО)? Такой запрет действительно есть, установлен он статьей 16 закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ.
Согласно ей продавать крепкий алкоголь разрешено только организациям. Почему так, не объясняется, но факт остается фактом – торговать крепкими спиртными напитками и винами вправе только юридические лица. Исключение сделано только для ИП — сельхозпроизводителей, которые реализуют вина и шампанское собственного производства.
Относительно продажи пива та же статья гласит, что «Розничная продажа пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями»
Обратите внимание – именно розничная продажа! Дело в том, что есть ещё норма статьи 11 закона № 171-ФЗ, и она разрешает оптовый оборот алкоголя и пива тоже лишь юридическим лицам
Таким образом, индивидуальные предприниматели вправе продавать пиво и напитки на его основе только в розницу. А чтобы производить и продавать пиво без ограничений, надо регистрировать компанию.
Профессиональная помощь – возможность сэкономить время
Продажа пива имеет свои особенности
Чтобы не тратить силы, время, можно воспользоваться помощью профессионалов. Предоставив им доверенность на получение лицензии и оплатив набор услуг, можно быстро получить лицензию, не задумываясь о цвете чернил и прочих тонкостях, которые могут потребовать сотрудники государственных структур, выдающих заветный документ.
Сотрудничество с подобными компаниями позволяет сэкономить не только время. Это дает шанс сохранить свои деньги. Ведь действие большинства справок ограничено во времени. Если не получится сдать документы в запланированный срок, придется переделывать несколько справок, при этом оплачивать их повторно. А так может продолжаться не один раз.
Работники компаний – посредников проводят такую работу регулярно, поэтому они знакомы со всеми тонкостями. Их помощь – возможность получить все необходимое с минимальными затратами.
Торговля алкоголем без лицензии — верный путь к штрафу! Об этом — в видеосюжете:
Судебная практика по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ
Практика рассмотрения судами дел о наложении штрафов за продажу алкоголя без лицензии весьма интересна. Она позволяет понять, как мыслят судьи при рассмотрении дел данной категории и чего можно ждать в случае возникновения неприятной ситуации привлечения к административной ответственности.
Например, практический интерес представляет привлечение к ответственности по ч. 3 ст. 14.17 КоАП организации, имеющей лицензию, в период приостановления действия последней. Такой вопрос разрешался, в частности, постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.09.2018 № Ф01-3882/2018 по делу № А31-7433/2017, которое было оставлено в силе судьей вышестоящей инстанции.
Организация была признана виновной в совершении административного правонарушения в связи с тем, что имеющаяся лицензия была приостановлена выдавшим ее органом. При этом суд также указал, что конфискация является дополнительной санкцией и применяется с учетом тяжести правонарушения. Поскольку же алкоголь не являлся контрафактным, судья счел возможным не применять конфискацию алкогольной продукции и возвратить ее владельцу.
Также изучение судебной практики позволяет установить, какие категории лиц могут быть подвергнуты наказанию по рассматриваемой статье в качестве должностных. Таковыми судьи признавали в том числе лиц, состоящих в трудовых отношениях с организацией (выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции) либо индивидуальных предпринимателей, реализующих алкоголь в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Это подтверждается решениями Верховного суда Республики Коми по делу № 21-178/2014, Верховного суда Республики Бурятии от 23.06.2014 по делу № 21-80 и др. подобными актами.
***
Таким образом, ответственности за продажу спиртного без лицензии КоАП прямо не предусматривает, но содержит санкцию за оборот спиртного без разрешения. Розничная же продажа законом определена как один из элементов оборота. Положения ч. 3 ст. 14.17 КоАП за незаконный оборот алкогольной продукции предусматривают наложения штрафа, дисквалификацию должностных лиц и административное приостановление деятельности организации. В качестве дополнительного наказания может быть применена также конфискация указанной продукции.
***
Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего .
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Несение уголовной ответственности
УК РФ включает в себя 2 статьи, которые касаются запрета на изготовление и реализацию алкоголя.
Статья 171.3.: согласно ей наказанию подлежит ряд действий по распространению спиртосодержащей продукции без специальной лицензии.
- Изготовление;
- Закупка (включая импорт);
- Хранение;
- Поставка (включая экспорт);
- Перемещение;
- Розничная торговля.
За подобные правонарушения предусмотрены следующие меры наказания:
- в случае, если при отсутствии разрешения на производство и реализацию алкогольных напитков, оно проводились организованной группировкой или в особо крупном размере, превышающем 1 млн. руб., то наказание назначается по ч.2 ст.171.3;
- Минимальное наказание по 2 ч. предполагает штраф в размере 3 миллионов, а максимальное – 5 лет лишения свободы.
Статья 171.4: включает в себя меру ответственности, согласно Кодексу административных правонарушений за продажу алкоголя в розницу гражданами, которые уже были осуждены в прошлом за подобное нарушение, и со времени вынесения решении о взыскания штрафа прошло менее 1 года.
По данной статье могут быть привлечены к административной ответственности:
- физические лица, занимающиеся продажей алкоголя в розницу, включая и алкогольную продукцию собственного производства;
- частные предприниматели, осуществляющие продажу спиртного без регистрации юридического лица и без получения специальной лицензии.
За подобные правонарушения предусмотрены следующие меры наказания:
- Штраф от 2 до 3 млн. рублей;
- Принудительные работы до 3 лет;
- Лишение свободы и на такой же срок наложением запрета на занятие некоторыми видами деятельности и замещение определённых постов.
Штраф, предусмотренный законодательством за продажу алкоголя несовершеннолетним лицам составляет:
- для физических лиц от – 30-50 тыс. руб.;
- для должностных лиц – 100-200 тыс. руб.;
- для коммерческих организаций – 300-500 тыс. руб.
Все лица, которым вынесено была административная мера наказания, согласно пункту 4. ст. 171 предписывает такие меры наказания:
- денежный штраф суммой до 80 ты руб.;
- исправительные работы сроком до 1 года.
Вынесение меры наказания, согласно КоАП предусматривается одновременно в нескольких статьях. Все они касаются привлечения к ответственности за реализацию алкогольной продукции.
По части 2 статьи 14 под пунктом 16 Кодекса об Административных правонарушениях за незаконный оборот алкогольной продукции, за исключением продажи спиртосодержащих напитков рознично в отсутствии соответствующих документов, подтверждающих разрешённое законодательством производство и продажу такой продукции.
Предусмотренной данной статьёй мерой наказания выступает штраф:
- для должностных лиц он составляет от 10 до 15 тыс. руб.;
- для организаций – от 200-300 тыс. руб.
В виде вынесения дополнительной меры наказания выступает изъятие всей алкогольной продукции без соответствующих документов.
- По статье 14 пункта 17 Кодекса об Административных правонарушениях выносится мера наказания для зарегистрированных юридических лиц, уличённом в незаконной реализации алкогольной продукции и его производстве без соответствующего документа, подтверждающего лицензию на такой оборот.
В таком случае грозящий штраф предприятию, уличённого в незаконном обороте алкогольной продукции составляет от 200 до 300 тыс. руб. с последующим изъятием не только всей готовой продукции, но и сырья.
- Статья 14 пункт 18 предусматривает наказание для лиц, пользующихся в изготовлении алкогольной продукции этанол, источником которого послужило не натуральное сырьё.
При этом мера вынесения наказания по данной статье аналогична части 2 статьи 14, пункта 16.
Виды лицензий на алкоголь, их стоимость и сроки действия
Стоимость лицензии на алкоголь устанавливается положениями Налогового кодекса РФ. При этом стоимость каждой лицензии устанавливается в отдельном порядке и может отличаться. Таким образом получение лицензии должно соответствовать осуществляемой деятельности. В случае же наличия лицензии на оборот алкоголя, которая не соответствует фактически осуществляемым с данной алкогольной продукцией действиями, с точки законодательства, считается что таковые действия осуществляются без лицензии, что влечет соответствующие санкции.
По видам и стоимости лицензии на алкоголь подразделяются следующим образом:
- Лицензия на розничную продажу алкоголя. Эта лицензия подразумевает непосредственную розничную продажу в магазинах, ларьках, павильонах и подобных точках и не затрагивает торговлю алкоголем в заведениях общественного питания. Стоимость таковой лицензии на 2018 год составляет 65 тыс. рублей за год.
- Лицензия на продажу алкоголя в розницу в общепите. Данная лицензия распространяется лишь на реализацию алкоголя в рамках баров, ресторанов, кафе и иных заведений общепита и не может подразумевать продажу алкогольных напитков на вынос. Несмотря на аналогичную стоимость в 65 тыс. рублей за год, данная лицензия является отличной от обычной розничной продажи алкоголя.
- Производство и оптовая продажа вина. Такая лицензия стоит 800 тыс. рублей за год и распространяется на непосредственных производителей винных изделий, осуществляющих оптовую продажу своей продукции. По данной лицензии может производиться вино, фруктовое вино, винные напитки, шампанское и игристые вина.
- Производство и оптовая продажа спиртных напитков и иных алкогольных напитков. Стоимость таковой лицензии также составляет 800 тыс. рублей и затрагивает непосредственно производство и продажу спиртных напитков, либо алкогольных напитков, не входящих в классификацию.
- Производство и оптовая продажа этилового спирта. Данная лицензия является самой дорогой и её стоимость составляет 9,5 млн. рублей за год. Поэтому производителей спирта на территории РФ намного меньше, чем производителей отдельных алкогольных напитков.
- Оптовая продажа алкогольных напитков чужого производства. Эта разновидность лицензии позволяет реализовывать оптом алкогольные напитки, произведенные иными субъектами предпринимательской деятельности, а не непосредственным предпринимателем. Её стоимость составляет 800 тыс. рублей.
Сроки действия лицензий на продажу или производство алкоголя составляют от 1 до 5 лет в зависимости от отдельных особенностей каждого конкретного бизнеса. Традиционно большинство предпринимателей приобретают годичную лицензию, так как никаких дополнительных скидок и уменьшения стоимости за разовое лицензирование на несколько лет действующее законодательство не предусматривает.
Штраф за продажу алкоголя несовершеннолетним
Каждый торговец знает, что сбывать алкогольную продукцию подросткам в РФ запрещается. При игнорировании данного требования закона, продавцу грозит административное покарание, а иногда способно привести даже к уголовному преследованию.
Согласно законодательным нормам РФ совершеннолетним гражданином считается лицо, которому исполнилось 18-ти лет. Поэтому, каждый продавец обязан это знать.
Суммы финансовых взысканий за сбыт спиртного подростку отображены в ст. 14.16 КОАП РФ:
- Торговец, продавший алкогольный напиток подростку, получит финансовой взыскание, равное от 30 000 до 50 000 рублей.
- Лицу, занимающему должность, участвующему в процессе неправомерной деятельности по сбыту горячительной продукции, придется раскошелиться на сумму, равную от 100 000 до 200 000 рублей.
- Наибольшее наказание за сбыт спиртного товара подросткам установлено для юр. лиц, которые занимаются предпринимательством, получая прибыль от сбыта спиртного. Чаще всего, в роли юр. лица выступает торговая точка. За противозаконный сбыт алкогольной продукции лицу до 18-ти лет торговому учреждению могут назначить штраф на сумму, равную от 300 000 до 500 000 рублей.
Статья 14.16 КОАП гласит, что финансовое взыскание начисляется за сбыт алкоголя подросткам лишь тогда, когда в неправомерных поступках торговца суд не усмотрит уголовную ответственность. Уголовное же преследование регламентируется ст. 151 УК РФ и суровость покарания зависит от тяжести правонарушения. Применение такого вида наказание возможно в 2-х вариантах:
- Когда продавцу уже было наложено взыскание за реализацию спиртного подростку, однако продолжил подобные действия и был задержан повторно.
- Период, на протяжении которого было повторное задержание по той же статье не превышает 180 календарных суток.
При задержании продавца в перечисленных вариантах наказание будет следующим:
- Штраф физлицу составит от 50 000 до 80 000 рублей.
- Принудительный исправительный труд, продолжительностью до 24 месяцев.
- Запрещение заниматься торговлей до 3-х лет.
Каждый случай такого правонарушения разбирается судом в индивидуальном порядке. В некоторых, особенно сложных ситуациях, данная статья предусматривает наказание в виде лишения свободы до 4-х лет.
При реализации алкогольных напитков, продавец, при сомнении о возрасте покупателя, чтобы не попасть впросак, обязан проверить какие-либо документы у покупателя, удостоверяющие его личность и год рождения:
- Паспорт.
- Воинский билет.
- Свидетельство вида на проживание или разрешение на жительство.
Можно посмотреть видео о способах наказания за сбыт алкоголя подростку.
(Видео: “Штраф за продажу алкоголя несовершеннолетним”)
Пошаговая инструкция по получению «алкогольной» лицензии
Пошаговый алгоритм получения «алкогольной» лицензии включает следующие шаги.
Проверка соответствия организации установленным требованиям к лицу, претендующему на получение лицензии
В случае обнаружения каких-либо несоответствий их важно устранить уже на этом этапе: рассчитывать, что контролирующие органы не заметят невыполнения каких-то требований или закроют на это глаза, не стоит.
Сбор и оформление официальных документов, подтверждающих соответствие действующим требованиям, составление заявления.
Оплата государственной пошлины установленной стоимости. Чтобы произвести оплату, организации сначала следует выяснить, сколько стоит лицензия на водку либо другой производимый или реализуемый продукт
Подача заявки и пакета документов в лицензирующий орган
В большинстве случаев это соответствующее подразделение Росалкогольрегулирования, контролирующее ту территорию, где заявитель осуществляет свою деятельность. Но для получения разрешения на розничную торговлю алкоголем соискателю следует обратиться в профильный департамент органа местного самоуправления того региона, где он работает.
Ожидание результатов рассмотрения заявки. В соответствии с административным регламентом, описанным в приказе Росалкогольрегулирования N 199, на это контролирующему органу отводится 30 дней. В исключительных случаях, требующих более тщательного и продолжительного рассмотрения обстоятельств, изложенных в заявлении и подтверждающих документах, этот срок продлевается еще на 30 дней.
В случае принятия положительного решения – получение лицензии и проверка внесения сведений об этом документе в Единый реестр лицензионной документации в сфере производства и оборота спиртосодержащей продукции.
Список документов
Для получения разрешения организации необходимо предоставить в контролирующий орган заявление установленной формы, приложив к нему следующие обязательные документы:
- копии учредительной документации;
- документацию об оплате стоимости уставного капитала в установленном размере;
- копии свидетельств о госрегистрации компании и о постановке на учет в налоговой инспекции;
- квитанцию об оплате стоимости государственной пошлины в установленном размере, соответствующем тому, сколько стоит лицензия на алкоголь в 2020 году для ООО или другой организации.
Это базовый список документов, которые предоставляются вне зависимости от типа запрашиваемого разрешения. В дополнение к нему заявителю потребуется предоставить другие бумаги, перечень которых определяется тем видом деятельности, который он планирует вести.
Ответственность и штрафы за торговлю алкоголем без лицензии
Административная
Во время последнего 3-его чтения Госдума приняла законопроект, усиливающий ответственность (ч.3 ст. 14.17 КоАП РФ) за производство и попытку распространения алкоголя без разрешения со стороны государства. Для должностных физлиц ответственность выражается в следующих формах:
- штраф от 500 тыс. руб. до 1 млн. руб. за продажу;
- отстранение от бизнеса на срок от 2 до 3 лет.
Организациям, которые специализируются на распространении спиртовых напитков, назначили наказания в виде:
- штрафа до 1/5 от суммы итоговой выручки за календарный год;
- конфискации сырья и имущества, применяемого для производства алкоголя;
- заморозки бизнеса на срок от 60 до 90 суток.
Изъятие имущества и вспомогательной техники может быть применена исключительно после решения суда (п. 1 ст. 3.7 КоАП РФ). При этом конфискация техники и упомянутой продукции происходит благодаря отсылке на неправомерные методы использования (п. 23.2 постановления пленума № 5).
Уголовная
В иных ситуациях субъект может быть призван к уголовной ответственности (ст. 171 УК РФ) за попытку продать алкогольную продукцию в любом её проявлении. Это касается реализации товара в особо крупных масштабах (на сумму выше 100 тыс. руб.) и чревато наказанием в форме:
- штрафа от 2 до 3 млн. руб.;
- принудительных выплат с зарплаты осуждённого за 1-3 года;
- ограничения свободы на 1-3 года;
- лишения права занимать оговоренные должности.
Ответственность за хранение нелицензированной алкогольной продукции
Производство и товарооборот спиртосодержащей продукции регламентируется Федеральным законом 171-ФЗ от 22.11.1995 г. Согласно действующему законодательству запрещено не только производство, приобретение или реализация нелегального алкоголя, но и его хранение, а также перевозка. Все перечисленные действия, совершаемые относительно спиртосодержащей продукции, попадают под статью 171.1 УК РФ. Часть 5 статьи определяет следующее наказание для нарушителей:
- штраф – до 500 000 рублей или сумма, равная доходу нарушителя за период до 2 лет;
- исправительные работы (до 3 лет);
- лишение свободы сроком до 3 лет с денежным взысканием (либо фиксированным – в сумме до 120 000 рублей или же в сумме дохода за период до полугода).
Согласно ч. 6 той же статьи, если хранение нелицензированного товара было заранее запланировано и организовано группой лиц, а также в случае, когда стоимость немаркированной спиртосодержащей продукции оценивается в сумму больше 100 000 рублей, осужденных ждет наказание:
- денежное взыскание – от 400 000 до 800 000 рублей (или доход за период от 1 до 3 лет);
- исправительные работы (до 5 лет);
- лишение свободы сроком до 6 лет (в этом случае может дополнительно налагаться штраф в размере до 1 млн. рублей или дохода за период до 5 лет).
О прилегающих территориях
Что касается прилегающих территорий, к ним относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1425. Прилегающая территория включает в себя:
- обособленную территорию (ограниченную, допустим, забором) (если таковая имеется);
- дополнительную территорию (примыкающую к границам обособленной территории либо непосредственно к зданию (строению, сооружению), в котором расположена детская, образовательная или медицинская организация либо объект спорта). В свою очередь, дополнительная территория определяется:
- от входа для посетителей на обособленную территорию до входа для посетителей в стационарный торговый объект (при наличии обособленной территории);
- от входа для посетителей в здание (строение, сооружение) до входа для посетителей в стационарный торговый объект (при отсутствии обособленной территории).
Примеров из арбитражной практики, когда организациями был нарушен запрет на продажу алкогольной продукции на прилегающих к соответствующим объектам территориях, более чем достаточно. Приведем некоторые из них.
Постановление АС СЗО от 24.02.2015 №Ф07-1280/2014 по делу №А56-42061/2013, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 20.05.2015 № 307-КГ15-5606. От объекта, используемого медицинской организацией, до входа в помещение, в котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, расстояние составляет 19 м, что свидетельствует о неустранении обществом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, в установленный срок.
Постановление АС СЗО от 19.02.2015 №Ф07-405/2014. Судьи подчеркнули, что законодателем не разграничивается, является ли вход в образовательное учреждение действующим и предусматривающим проход посетителей либо используемым исключительно для технических целей. Поэтому дополнительная территория к объекту определяется исходя из мест расположения всех имеющихся входов, независимо от их назначения (центральный или технический вход).
Есть также дела, решенные в пользу продавцов алкогольной продукции.
Постановление АС СЗО от 29.09.2014 по делу №А56-78195/2013. Поскольку между входом для посетителей на обособленную территорию детского сада и входом в магазин имеется непреодолимое препятствие в виде проезжей части, расстояние до границы территории, прилегающей к детскому саду, должно измеряться по пешеходному маршруту. В данном случае требования постановления администрации, определяющие границу прилегающей к детскому саду территории по радиусу, при расчете указанного расстояния неприменимы.
Постановление АС ВВО от 09.09.2014 по делу №А82-16104/2013. По результатам проверки департамент (ответчик) отказал в продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, поскольку счел, что магазин (отдел) и закусочная, принадлежащие обществу, расположены на территории, прилегающей к образовательной организации. Судьи же установили, что схема прилегающей территории, которой руководствовался департамент в ходе проверки, содержит ошибочные сведения в части указания входа в образовательное учреждение. В связи с этим ответчик надлежащим образом не выполнил возложенную на него, как на лицензирующий орган, обязанность по установлению соответствия лицензиата и представленных им сведений в том числе требованиям ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ, ограничившись лишь изучением схемы прилегающей территории. Следовательно, департамент не имел оснований для принятия обжалуемого решения, поскольку отказ в продлении срока действия лицензии на основании допущенной в схеме прилегающей территории неточности нарушает права общества в сфере предпринимательской деятельности.
Постановление ФАС ВВО от 26.06.2014 по делу №А29-9640/2013. Установление границ прилегающей территории в отношении входа на территорию детского сада, не используемого для входа посетителей (условно – вход № 3), не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества. Указанный вход предназначен для въезда транспорта, калитка для входа и выхода граждан отсутствует, ворота, как правило, закрыты на замок, то есть постоянно не используются.
Гаражная экономика
Такие изменения законодательства позволили привлекать к ответственности и совсем мелких производителей «паленой» водки. Например, 50-летнего жителя Пскова, который разливал самодельную водку (разведенный спирт с отдушкой) в своем гараже. Как сообщили бывшие покупатели, превратившиеся в свидетелей по уголовному делу, разжиться бутылкой поддельной водки в этом гараже можно было с 2011 года. При обыске у псковича нашли 583 бутылки (тару он не покупал, а собирал по знакомым и помойкам использованную) и еще 18 литров не разлитой «водки». В ноябре 2016 года дело передали в суд.
Примерно такого же уровня предприниматель был задержан в гаражной разливочной города Коврова Владимирской области: у него нашли 800 бутылок разного алкоголя с этикетками «элитных» видов коньяка, виски и водки и 45 пятилитровых канистр спирта. По версии следствия, организатор подпольного производства продавал алкоголь по низким ценам нескольким продуктовым магазинам в городе. Общая сумма, в которую оценили изъятое в гараже, — 175 тысяч рублей, подозреваемому вменили часть 5 статьи 171, по которой ему грозит до трех лет лишения свободы. Такой же срок может получить его земляк — 55-летний житель города Киржач, у которого нашли около тысячи бутылок «элитного» алкоголя, который он разливал сам, наклеивая поддельные этикетки и акцизные марки.
Впрочем, наряду с торговцами-одиночками обвиняемыми по статье 171.1 становятся и организаторы более масштабных производств суррогата. Житель города Мичуринска в Тамбовской области, наняв на работу мигрантов из Узбекистана, разливал поддельную водку «Хортица» и «Талка». В подпольном цехе полицейские изъяли более 10 тысяч бутылок водки, 1620 литров этилового спирта и фальшивые акцизные марки. Всего в Тамбовской области в 2016 году возбудили восемь уголовных дел по статье 171.1.
В начале декабря этого года в Хабаровске сняли с поезда 25 тысяч литров нелегальной водки, которую везли под видом подсолнечного масла. В Тульской области в конце ноября полиция закрыла сразу два подпольных алкогольных цеха, где работали двадцать человек; изъято 68 тысяч литров спирта и десятки тысяч бутылок вина, водки и рома. В Усть-Куте Иркутской области на складе нашли 25 контейнеров с поддельной водкой, коньяком и настойками — всего около 300 тонн алкоголя. На хуторе в Адыгее работал небольшой подпольный цех с линией розлива алкогольной продукции на четыре рабочих места.