Финансовый мониторинг

Операции, подлежащие финмониторингу

Финансовому мониторингу подлежат операции любых клиентов финансовых учреждений, как юридических, так и физических лиц. Основным критерием, привлекающим сотрудников ФМ банка к операции, является её несоответствие основной деятельности клиента. В соответствии с федеральным законом № 115, обязательному ФМ подлежат транзакции в сумме свыше 600 тыс. руб. (или эквивалентной сумме в другой валюте).

Денежные операции, попадающие под контроль финмониторинга:

денежные переводы от юридических лиц физическим лицам (кроме заработной платы и вознаграждений);

получение денежных средств в валюте (из-за границы, с оффшоров и пр.);

поступление и снятие наличности в течение одного дня;

регулярные однотипные операции по снятию крупных сумм денежных средств;

множество вкладов, которые открываются на короткий срок (до одного месяца), а по истечении этого срока закрываются, причём денежные средства снимаются наличными;

покупка/продажа дорожных чеков, валюты, обмен испорченных денежных знаков на целые от суммы в 600 тыс. руб. (в эквиваленте);

покупка физическим лицом ценных бумаг за наличные денежные средства;

обмен банкнот с крупным номиналом на мелкие (и наоборот) до 600 тыс. руб.;

клиент пренебрегает выгодными условиями. Например, размещает крупные суммы во вклады, не интересуясь процентными ставками и прочими условиями;

денежные операции не имеют экономического смысла. Например, выплата шестизначной заработной платы в компании с нулевой бухгалтерской отчётностью;

невозможно установить стороны сделки;

необоснованные переводы на счета других банков с плохими условиями (низкие депозитные ставки, высокая комиссия и т.д.).

Исходя из этого, существует множество оснований для того, чтобы денежная операция попала на контроль ФМ. Это связано с увеличением количества незаконных финансовых транзакций и отмывания денег, полученных преступным путём. Производится совершенствование и ужесточение условий законодательства для минимизации возможных рисков для банковских организаций. Вызывать подозрения службы ФМ может и частое пополнение вклада (даже если сумма менее 600 тыс. руб.).

Попытки вывести денежную операцию из-под контроля финмониторинга, к примеру, разделить определённую сумму на несколько платежей, также привлечёт пристальное внимание специалистов

Функции ФМ в банковской сфере

Службой финмониторинга в банке выполняется множество важных обязанностей:

  1. Обеспечение финансовой безопасности организации.
  2. Контроль внешних и внутренних операций на основании ежедневных отчётов.
  3. Регистрация транзакций.
  4. Проверка анкет клиентов на причастность к террористическим и криминальным группировкам, идентификация сторон денежных транзакций.
  5. Создание «чёрного списка» клиентов, подозреваемых в нелегальных сделках.
  6. Предотвращение потенциальных правонарушений.
  7. Контроль за соблюдением законодательных актов и инструкций.
  8. Проверка документов, подтверждающих законность денежных средств и финансовых сделок.
  9. Взаимодействие с ФСФМ России.
  10. Обучение сотрудников финансового учреждения по вопросам ФМ.

Национальная оценка рисков

В соответствии с Рекомендациями ФАТФ страны должны на постоянной основе проводить оценку рисков легализации (отмывания) денег и финансирования терроризма с целью формирования адекватного понимания на национальном уровне рисков и угроз финансовой системе и экономике, а также негативных последствий, которые несут в себе эти деяния, и принятия адекватных мер реагирования.

Целями национальной оценки рисков отмывания преступных доходов являются:

  • определение наиболее часто используемых методов отмывания преступных доходов;
  • определение слабых мест национальной антиотмывочной системы;
  • формирование единообразного понимания рисков среди всех участников антиотмывочной системы;
  • выработка конкретных мер и эффективное распределение ресурсов для минимизации выявленных рисков.

Под предметной областью (зоной) риска понимаются области, выделенные как наиболее подверженные воздействию угроз и имеющие уязвимости; области, где проявление процессов отмывания преступных доходов наиболее вероятно.

Термины

Национальная система ПОД/ФТ

Совокупность органов государственной власти, иных государственных органов и организаций, реализующих государственную политику в сфере ПОД/ФТ во взаимодействии с организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, а также находящихся в их распоряжении инструментов организационного, координационного, аналитического, оперативного, нормативно-правового и информационного характера.

Национальная оценка рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем (оценка рисков)

Деятельность участников национальной системы ПОД/ФТ, при участии организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению и (или) предотвращению угроз и уязвимостей, возникающих в результате ОД, выработке мер по противодействию им, а также по предупреждению или минимизации негативных последствий.         

Угроза национальной системе ПОД/ФТ (угроза)             

Это лицо или группа лиц, объект или деятельность, которые могут потенциально нанести вред (государству, обществу, экономике и т.д.), т.е. преступники и поддерживающие их лица, их денежные средства, а также прошлая, настоящая и будущая деятельность по совершению финансовых операций в целях ОД.

Уязвимость национальной системы ПОД/ФТ (уязвимость)   

Совокупность недостатков организационного, нормативно-правового, материально-технического и иного характера, затрудняющих деятельность органов и организаций, составляющих национальную систему ПОД/ФТ, и способных при определенных условиях привести к реализации угрозы.

Риск отмывания денег (риск)               

Возможность нанесения ущерба финансовой системе и экономике в целом путем совершения финансовых операций (сделок) в целях легализации (отмывания) преступных доходов, в связи с реализацией угрозы и (или) наличием уязвимости.               

Последствия для финансовой системы и экономики (последствия)

Означают влияние или вред, которые могут быть оказаны или причинены рисками ОД, и включают влияние связанной с этим преступной деятельности на финансовую систему и учреждения, а также на всю экономику в целом. Последствия также отражаются на населении, конкретных группах людей, деловой среде или на национальных или международных интересах, а также на репутации и привлекательности финансового сектора страны.             

Документы ФАТФ

Основополагающим документом, устанавливающим комплексную и последовательную структуру мер, которые странам следует применять для противодействия отмыванию денег и финансирования терроризма, а также финансированию распространения оружия массового уничтожения, является 40 Рекомендаций ФАТФ.

Страны имеют различные правовые, административные и оперативные структуры и различные финансовые системы, в связи с чем не могут принимать идентичные меры по противодействию этим угрозам. Поэтому странам следует адаптировать к своим конкретным условиям Рекомендации ФАТФ, которые устанавливают международные стандарты. Рекомендации устанавливают необходимые меры, которые странам следует иметь для того, чтобы:

  • определять риски, разрабатывать политику и осуществлять координацию внутри страны;
  • преследовать отмывание денег, финансирование терроризма и финансирование распространения оружия массового уничтожения;
  • применять превентивные меры для финансового сектора и других установленных секторов;
  • устанавливать полномочия и ответственность компетентных органов (например, следственных, правоохранительных и надзорных) и иные институциональные меры;
  • укреплять прозрачность и доступность информацией о бенефициарной собственности юридических лиц и образований;
  • обеспечивать международное сотрудничество.

Помимо 40 Рекомендаций, ФАТФ также выпускает Руководящие принципы, Документы по лучшей практике и другие документы в помощь странам в применении стандартов ФАТФ.

Переводы руководящих документов ФАТФ:

40 Рекомендаций ФАТФ  (2012 г.)

Методология оценки технического соответствия рекомендациям ФАТФ и эффективности систем ПОД/ФТ (2013 г.)

Внесение изменений в стандарты ФАТФ и заявление ФАТФ по виртуальным активам (2018 г.)

Переводы типологических отчетов и других документов ФАТФ:

Руководство ФАТФ Корреспондентские банковские отношения (2016 г.) 

Руководство ФАТФ Криминализация финансирования терроризма, (рекомендация 5) (2016г.)

Руководство ФАТФ Услуги по переводу денежных средств и ценностей (2016 г.)

Данные и статистика в сфере ПОД/ФТ (2015 г.)

Руководство ФАТФ Виртуальные валюты (2015 г.)

Руководство ФАТФ Эффективная надзорная правоприменительная деятельность органов, осуществляющих надзор за финансовым сектором в целях ПОД/ФТ, и правоохранительных органов (2015 г.)

Риск незаконного использования некоммерческих организаций в террористических целях (2014 г.)

Руководство ФАТФ Для банковского сектора (2014 г.)

Роль систем типа «Хавала» и других провайдеров аналогичных услуг в отмывании денег и финансировании терроризма (2013 г.)

Международный передовой опыт — Противодействие использованию некоммерческих организаций в целях финансирования терроризма (Рекомендация 8) (2013 г.)

Международный передовой опыт — Реализация резолюций СБ ООН по ФРОМУ (2013 г.)

Отчет ФАТФ: Конкретные факторы риска, связанные с легализацией (отмыванием) доходов от коррупции (2012 г.)

Отчет ФАТФ: Уязвимости специалистов по правовым вопросам с точки зрения отмывания денег и финансирования терроризма (2013 г.)

Отчет ФАТФ «Виртуальные валюты — ключевые определения и риски в сфере ПОД/ФТ» (2013 г.)

Отчет ФАТФ: Отмывание денег и незаконная торговля объектами дикой природы (2020 г.)

Отчет ФАТФ: Финансирование терроризма на этнической или расовой почве (2021 г.)

Руководство по применению риск-ориентированного подхода для предоплаченных карт, мобильных платежей и онлайн платежей (2013 г.)

Международный передовой опыт — Целевые финансовые санкции, связанные с терроризмом и финансированием терроризма (Рекомендация 6)  (2013 г.)

Руководство ФАТФ Публичные должностные лица (Рекомендации 12 и 22) (2013 г.)

Оценка рисков ОД/ФТ на национальном уровне (2013 г.)

Руководство ФАТФ по проведению финансовых расследований (2012 г.)

Руководство по применению риск-ориентированного подхода в надзорной деятельности (2021 г.)

Риски отмывания денег и финансирования терроризма, связанные с COVID-19, и ответные меры в области политики (2020 г.)

Лучшие практики по вопросам бенефициарной собственности юридических лиц (2019 г.)

Руководство по оценке рисков финансирования терроризма (2019 г.)

Сокрытие бенефициарной собственности  (2018 г.)

Профессиональное отмывание денег ( 2018 г.)

Финансовые потоки, связанные с торговлей людьми ( 2018 г.)

Финансирование вербовки в террористических целях ( 2018 г.)

Отмывание денег путем перевозки наличных денежных средств (2015 г.)

Риски и уязвимости отмывания денег/финансирования терроризма, связанные с золотом (2015 г.)

Какие операции подлежат мониторингу

Как говорилось выше, контроль осуществляется за всеми операциями всех клиентов финансовых организаций — юридических и физических лиц. Признаков, по которым действия относятся к подлежащим внутреннему или обязательному мониторингу множество. Среди важнейших – контрагенты и суммы транзакций.

Перечень операций, которые контролируются субъектами и уполномоченными органами финмониторинга приведен в законах, на основании которых осуществляется их деятельность. Следует отметить, что и сам список, и граничные суммы транзакции не могут считаться постоянными. В случае изменения ситуации, корректируются они достаточно быстро путем принятия соответствующих поправок к законодательству.

Поскольку в подавляющем большинстве случаев деньги, полученные преступным путем, оказывается наличными, именно действиям с наличностью уделяется максимальное внимание. В настоящий момент мониторингу подлежат операции на сумму свыше 600 тыс

руб.:

  • обмен валют (вне зависимости от направления) и банкнот (старых на новые, одного номинала на другой);
  • снятие наличных с банковского счета или пластиковой карты или пополнение счёта/карты наличными с последующим безналичным перечислением средств;
  • покупка за наличные ценных бумаг;
  • получение средств по чекам иностранных банков, выписанным на предъявителя, скупка или продажа дорожных чеков;
  • перевод средств на неименные карты, анонимные (на предъявителя) вклады, депозиты в иностранных банках, получение средств с таких карт/вкладов (депозитов);
  • отправка средств на счета казино, покер-румов и других операторов азартных игр;
  • поступление или отправка средств в рамках займов под нулевой процент или безвозмездной помощи (благотворительности).

Кроме того, чтобы не подвергнуться финансовому мониторингу следует избегать операций:

  • определение назначения или сторон которых затруднено;
  • не обоснованных деятельностью клиента или экономической целесообразностью (например, покупка золота в слитках клининговой фирмой, выплата компанией, находящейся на грани банкротства зарплат в сотни тысяч рублей или перевод депозитных средств или кредитов на рефинансирование в банк, предлагающий заведомо худшие условия обслуживания).

Цели финмониторинга

Закон о финансовом мониторинге уже в названии точно определяет цели, с которыми ведется эта деятельность. Его основные задачи – не допустить:

  • Легализации полученных незаконным (преступным) путем денежных средств;
  • Финансирования преступной деятельности, прежде всего, терроризма.


Суть процесса не поменялась и сегодня – незаконные доходы (прибыли от продажи наркотиков и оружия, рэкета и пр.) различными способами размешаются на счетах в финансовых организациях. После этого, полученные с этих счетов средства оказываются совершенно легальными («чистыми»), а их происхождение не вызывает сомнений. В дальнейшем такие деньги продолжают работать на финансирование преступной деятельности, нередко используются в интересах террористических организаций.

Выявить такие схемы и пресечь работающие в их рамках финансовые потоки и должен финансовый мониторинг

Поскольку в операциях задействуются как счета физических лиц, так и корпоративные финансы, внимание уделяется всем операциям

Важность ФМ

Сказанное выше отражает важность контроля денежных потоков. Но и в государственных органах, и на местах (в субъектах мониторинга) одновременно выполняются и другие важные действия:

  • Производится проверка на соблюдение клиентами требований законодательства и соответствие операций установленным нормам, в частности, ФЗ №115.
  • Формируется (на местах) и анализируется регулярная отчетность.
  • Осуществляется регистрация финансовых операций.
  • Ведется проверка законности операций и происхождения (источников получения) денежных средств, зачастую требующая документального подтверждения.
  • Проверяются персональные данные клиентов на предмет возможного участия в криминальных или террористических организациях, идентифицируются отправители и получатели средств, участники финансовых сделок.
  • Составляются списки клиентов — потенциальных участников незаконных операций.

Этими мерами достигается не только решение главных задач мониторинга. Выполнение таких действий помогает предотвратить планирующиеся преступления и существенно укрепляет безопасность работы финансовой организации.

Какие функции выполняет Росфинмониторинг

Росфинмониторинг в рамках своей деятельности выполняет такие функции:

  • осуществление контроля за действиями граждан и юридических лиц для обеспечения соблюдения законов РФ, направленных на противодействие деятельности по отмыванию денег;
  • привлечение к ответственности лиц, уличенных в нарушении закона;
  • сбор, обработка и анализ информации по сделкам, подлежащим контролю;
  • отслеживание незаконных операций;
  • учет организаций, которые не имеют уполномоченных органов контроля, специализирующихся на сделках с недвижимостью или деньгами;
  • осуществляет разработку и последующее внедрение методов для борьбы с легализацией доходов;
  • ведет взаимодействие с международными организациями, специализирующимися на борьбе с организациями, отмывающими деньги и финансирующими терроризм;
  • сотрудничает с правоохранительными органами в процессе борьбы с бизнесом, который нарушает закон;
  • обеспечивает функционирование базы данных по деятельности всех организаций, подлежащих контролю;
  • обеспечивает сохранность информации, представляющей банковскую, коммерческую или государственную тайну.

Что означает финмониторинг операций для клиента

Опасения клиентов по поводу попадания операций под финансовый мониторинг объясняется, в большинстве случаев, незнанием последствий, к которым это может привести. К сожалению, юридическая грамотность многих клиентов финансовых организаций оставляет желать лучшего. Из-за этого они, основываясь на ложных предпосылках и слухах, избегают выполнения операций, соответствующих приведенным в законе о финмониторинге критериям. В результате они доставляют неудобства себе, а в некоторых случаях, добиваются совершенно противоположного результата.

Даже в случае блокировки счетов, мера для большинства клиентов оказывается временной и устанавливается только на срок проведения проверок по предоставленным документам. Других неприятностей, кроме задержки выполнение операций она не несет (если, конечно, финансовая деятельность клиента осуществляется в рамках законов).

Не предоставляют департаменты внутреннего финансового мониторинга и ФСФМ информацию и в налоговые органы, чего также опасаются многие клиенты банков. В твои функции не входит проверка соблюдения участниками финансовой операции норм налогового законодательства.

Что потребуется для проведения приостановленной операции

Если операция клиента, попавшая под финансовый мониторинг, всё же была заблокирована, необходимо будет документально подтвердить ее законность и предоставить все запрошенные сведения.

Как правило, для успешного прохождения проверок достаточно документов, которые подтверждают происхождение используемых в транзакции средств:

  • Для физлиц это могут быть справки о доходах, выписки по счетам в других банках, кредитные договора, документы подтверждающие наследство и дарение и т.д.
  • Для юридических лиц, чаще всего, достаточно копий бухгалтерской отчётности, банковских выписок, заключений аудиторских служб.

Естественно, потребуются также удостоверения личности и им сопутствующие документы (например, справки обязательного социального страхования или свидетельство о постановке на налоговый учет). Для предприятий и организаций, возможно, придется предъявить учредительные документы.

Как и кем проводится

Двухуровневая система финансового мониторинга, работающая в стране, отличается высокой эффективностью, но, вместе с тем, не создает неудобств для клиентов финансовых учреждений при проведении операций.

Работает она следующим образом.

Внутренний ФМ

В деятельность по контролю вовлечены все сотрудники (кассиры, операционисты в банках, работники страховых компаний, отделов и департаментов других учреждений), непосредственно обслуживающие операции клиента в финансовой организации. На них возлагается проведение первичных операций мониторинга — идентификация личности человека, совершающего транзакцию и, в некоторых случаях, проверка ее соответствия оговоренным законом условиям.

В основном их задача ограничивается сбором необходимой персональной информации клиента и поверхностной проверкой ее подлинности (например, правильности заполнения паспортных данных и соответствия сведений о доходах данным, приведенным в справках).

Отделы (департаменты) финмониторинга

Более детально финансовые операции анализируют сотрудник департаментов (отделов) финансового мониторинга банков и других организаций. Они имеют доступ к деталям операции и персональным данным ее контрагентов.

  • Кому подчиняются такие отделы и департаменты? Для качественного выполнения возложенных на них задач и недопущения злоупотреблений во внутрибанковской деятельности или работе других учреждений, подотчетны исключительно главным органам управления соответствующих структур – совету директоров или правлению банка, ТОП менеджменту компании и т.д. Кроме того, полномочий сотрудников таких отделов достаточно и для того, чтобы контролировать деятельность высших должностных лиц учреждения.
  • Какую работу они проводят? Сотрудник проверяет каждую (если на этапе первичного мониторинга не производился отбор) операцию и принимает решение о том, подлежит ли она внутреннему или обязательному финансовому мониторингу. Каждая такая операция получает соответствующий код.
  • Что дальше? В установленные сроки сведения об операциях, подпадающих под действие закона, собираются в файлы отчетности в соответствии с присвоенными кодами (они же определяют периодичность этих действий) и отправляются в электронном виде в уполномоченные государственные органы (Росфинмониторинг), ведущие обязательный мониторинг.

Обязательный ФМ

Сотрудники ФедСФМ, получая отчетность финансовых организаций, контролируют соответствие попавших в нее операций требованиям законов о мониторинге. Поскольку в их распоряжении находится объединенная база данных, возможности для детального изучения всех деталей и принятия взвешенного решения у них значительно шире.

На основании этих документов проводится всесторонняя проверка клиента и его денежных потоков. В случае выявления в преступной деятельности дальнейшее разбирательство проводится правоохранительными и судебными органами.

Не исключены случаи, когда операция имеет явные признаки противозаконной деятельности, например, платежи в пользу организаций, признанных террористическими или финансирующими в преступную деятельность. При их обнаружении соответствующие меры принимаются без дополнительных проверок.

Такая организация работы требует тесного взаимодействия государственного уполномоченного органа и сотрудников отдел финансового мониторинга банков и других учреждений. Такую координацию осуществляет ФСФМ РФ. На эту службу возложена также задача подготовки по вопросам финмониторинга кадров на местах.

Контакты

  • (495) 627-33-97 – Дежурная служба, «Горячая линия» для сообщений о фактах финансирования терроризма
  • (495) 627-32-43 – «Телефон доверия» по противодействию коррупции, нарушениям требований к служебному поведению федеральных государственных служащих Росфинмониторинга, недопущению конфликта интересов
  • (495) 627-33-26 – Запись на личный прием граждан. Предоставление информации о порядке и сроках рассмотрения обращений, о регистрационном номере поступившего обращения заявителя и дате завершения его рассмотрения для граждан
  • (495) 627-33-11 – Предоставление информации о порядке и сроках рассмотрения обращений, о регистрационном номере поступившего обращения заявителя и дате завершения его рассмотрения для организаций
  • (495) 627-33-33 доб. 36-97; доб. 34-59; (495) 627-32-85; (495) 627-32-45 – Условия и порядок поступления на государственную гражданскую службу; udk@fedsfm.ru 
  • (495) 627-32-11 — Пресс-служба; pr@fedsfm.ru
  • (800) 300-61-61, (495) 627-33-98, (495) 627-32-99 – Техническая поддержка по вопросам эксплуатации программных комплексов. Пользователи Личных кабинетов на официальном сайте Росфинмониторинга (организации и лица), могут обращаться за консультацией по вопросам технической поддержки с понедельника по четверг с 9.00 до 18.00, в пятницу с 9.00 до 16.45 (МСК) по указанным телефонам или круглосуточно через специализированную форму, размещенную на Портале Росфинмониторинга ( https://portal.fedsfm.ru/account/support-post)
  • (495) 627-33-33 – Факс.
Запросы информации о деятельности Росфинмониторинга, предусмотренные Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а также  официальная корреспонденция от органов, организаций и учреждений принимаются по адресу электронной почты  info@fedsfm.ru.

Адрес:

Почтовый: 107450, Москва, К-450, ул. Мясницкая, дом 39, строение 1 (вход осуществляется от станции метро «Тургеневская» или «Чистые пруды» со стороны пр-та Академика Сахарова).

Направление обращений граждан и организаций в электронном виде в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» по форме: направить обращение

Прием корреспонденции производится в рабочие дни с 10.00 до 12.00 и с 14.00 до 16.00.

Сведения о месте нахождения Федеральной службы по финансовому мониторингу и ее территориальных органов с использованием координат.

В форматах: CSV и XML

Адрес: г. Москва, Б. Трехсвятительский пер., дом 2/1, стр.1

Код города: 495

Телефон/факс: 626-24-14, факс 626-24-14,

Электронная почта: cfo@fedsfm.ru

Адрес: Санкт-Петербург, Воскресенская наб., дом 10, литера А

Код города: 812

Телефон/факс: 493-74-40, факс 493-74-00,

Электронная почта: szfo@fedsfm.ru

Адрес: г. Ростов-на-Дону, Б. Садовая, дом 154

Код города: 863

Телефон/факс: 280-03-04, факс 280-03-05,

Электронная почта: yfo@fedsfm.ru

Адрес: г. Нижний Новгород, пл. М. Горького, дом 6

Код города: 831

Телефон/факс: 434-30-32, факс 437-31-54,

Электронная почта: pfo@fedsfm.ru

Адрес: г. Екатеринбург, ул.Восточная, дом 52, этаж 4

Код города: 343

Телефон/факс: 355-29-11, 355-15-99, 355-20-14, факс 355-22-34,

Электронная почта: ufo@fedsfm.ru

Адрес: г. Новосибирск, Красный проспект, дом 67

Код города: 383

Телефон/факс: 220-18-95, факс 220-19-44,

Электронная почта: sfo@fedsfm.ru

Адрес: Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Ленина, дом 37

Код города: 4212

Телефон/факс: 45-79-52,

Электронная почта: dfo@fedsfm.ru

Адрес: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Советская, дом 4

Код города: 87934

Телефон/факс: 5-54-34, факс 5-54-34,

Электронная почта: skfo@fedsfm.ru

Адрес: г. Севастополь, ул. Вокзальная, дом 1

Код города: 8692

Телефон/факс: 488-403,

Электронная почта: kfo@fedsfm.ru

Ответственность за нарушения закона

Государство предусмотрело ответственность (ст. 15.27 КоАП РФ) за нарушение закона, связанного с организацией деятельности, направленной на легализацию денег и финансирование терроризма.

  1. За сокрытие информации о подозрительных сделках предусмотрен административный штраф в размере 30 – 50 тысяч рублей для должностных лиц и 200 – 400 тысяч рублей для юридических лиц.
  2. Лицам, приобретающим недвижимость с целью сокрытия нелегального дохода, предусмотрен штраф в 120 тысяч рублей или в сумме дохода за 1-2 года (ст. 174 УК РФ).
  3. За деяния, повлекшие легализацию или сокрытие дохода в крупных размерах, предусмотрены принудительные работы сроком до 2 лет или арест на тот же срок.

Организационная структура

Страница-1Динамическая соединительная линия.195Прямоугольник.325Динамическая соединительная линия.292
Круг.43СТАТС-СЕКРЕТАРЬ — ЗАМ.ДИРЕКТОРА Негляд Герман ЮрьевичСТАТС-СЕКРЕТАРЬ- ЗАМ.ДИРЕКТОРАНегляд Герман Юрьевич

Круг.46ЗАМ. ДИРЕКТОРА Корнев Иван АлександровичЗАМ. ДИРЕКТОРАКорнев Иван Александрович
ПрямоугольникПОМОЩНИКИ (СОВЕТНИКИ) ДИРЕКТОРАПОМОЩНИКИ(СОВЕТНИКИ)ДИРЕКТОРАПрямоугольник.73Управление оценки рисков (УОР)Управление оценки рисков(УОР)Прямоугольник.88Управление развития информационных технологий финансового мон…Управление развития информационных технологий финансового мониторинга(УРИТФМ)Прямоугольник.92Управление эксплуатации информационных систем (УЭИС)Управление эксплуатации информационных систем (УЭИС)Прямоугольник.106Управление по противодействию финансированию терроризма (УПФТ)Управление по противодействию финансированию терроризма (УПФТ)Прямоугольник.109Управление расследований на финансовых рынках (УРФР)Управление расследований на финансовых рынках(УРФР)Прямоугольник.112Управление организации надзорной деятельности (УОНД)Управление организации надзорной деятельности (УОНД)Прямоугольник.114Финансово-экономическое управление (ФЭУ)Финансово-экономическое управление (ФЭУ)Лист.115Управление кадров и противодействия коррупции (УКПК)Управление кадров и противодействия коррупции (УКПК)Прямоугольник.123Управление международных связей (УМС)Управление международных связей(УМС)Прямоугольник.129Управление по противодействию отмыванию доходов (УПОД)Управление по противодействию отмыванию доходов(УПОД)Прямоугольник.132Управление – аппарат директора (УАД)Управление – аппарат директора (УАД)Прямоугольник.137Управление по работе с бюджетной сферой (УРБС)Управление по работе с бюджетной сферой(УРБС)Прямоугольник.140Управление безопасности и защиты информации (УБЗИ)Управление безопасности и защиты информации(УБЗИ)Динамическая соединительная линияДинамическая соединительная линия.145Динамическая соединительная линия.149Динамическая соединительная линия.150Прямоугольник.151Управление координации и взаимодействия (УКВ)Управление координации и взаимодействия(УКВ)Динамическая соединительная линия.153Динамическая соединительная линия.154Динамическая соединительная линия.155Динамическая соединительная линия.190Динамическая соединительная линия.191Динамическая соединительная линия.193Динамическая соединительная линия.194Динамическая соединительная линия.196Динамическая соединительная линия.197Динамическая соединительная линия.198Динамическая соединительная линия.200Динамическая соединительная линия.203Динамическая соединительная линия.204
Круг.53ЗАМ. ДИРЕКТОРА Бобрышева Галина ВладимировнаЗАМ. ДИРЕКТОРАБобрышева ГалинаВладимировна

Круг.59ЗАМ. ДИРЕКТОРА Крылов Олег ВалерьевичЗАМ. ДИРЕКТОРАКрылов Олег Валерьевич

Круг.25ПЕРВЫЙ ЗАМ. ДИРЕКТОРА Короткий Юрий ФёдоровичПЕРВЫЙ ЗАМ. ДИРЕКТОРАКороткий ЮрийФёдорович
Прямоугольник.99Юридическое управление (ЮУ)Юридическое управление (ЮУ)Прямоугольник.102Управление документооборота (УД)Управление документооборота(УД)Динамическая соединительная линия.291Динамическая соединительная линия.295Динамическая соединительная линия.305
Круг.55ЗАМ. ДИРЕКТОРА Глотов Владимир ИвановичЗАМ. ДИРЕКТОРАГлотов ВладимирИванович

КругДИРЕКТОР Чиханчин Юрий АнатольевичДИРЕКТОРЧиханчин ЮрийАнатольевич
Динамическая соединительная линия.320Динамическая соединительная линия.321Динамическая соединительная линия.322Динамическая соединительная линия.323Лист.324Лист.172МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ УПРАВЛЕНИЯМЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ УПРАВЛЕНИЯ
Прямоугольник.163МРУ по ЦФОМРУ по ЦФО

Прямоугольник.166МРУ по СЗФОМРУ по СЗФО

Прямоугольник.169МРУ по ПФОМРУ по ПФО

Прямоугольник.168МРУ по СФОМРУ по СФО

Прямоугольник.167МРУ по УФОМРУ по УФО

Прямоугольник.170МРУ по ДФОМРУ по ДФО

Прямоугольник.173МРУ по ЮФОМРУ по ЮФО

Прямоугольник.174МРУ по СКФОМРУ по СКФО

Прямоугольник.171МРУ по РКиСМРУ по РКиС
Обычный.2Лист.329Лист.330Лист.331Лист.332Обычный.333Лист.334Лист.335Лист.336Лист.337Обычный.338Лист.339Лист.340Лист.341Лист.342Обычный.343Лист.344Лист.345Лист.346Лист.347Обычный.348Лист.349Лист.350Лист.351Лист.352Обычный.353Лист.354Лист.355Лист.356Лист.357Обычный.358Лист.359Лист.360Лист.361Лист.362Обычный.363Лист.364Лист.365Лист.366Лист.367Обычный.368Лист.369Лист.370Лист.371Лист.372

Операции, подлежащие финмониторингу

Финансовому мониторингу подлежат операции любых клиентов финансовых учреждений, как юридических, так и физических лиц. Основным критерием, привлекающим сотрудников ФМ банка к операции, является её несоответствие основной деятельности клиента. В соответствии с федеральным законом №115, обязательному ФМ подлежат транзакции в сумме свыше 600 тыс. руб. (или эквивалентной сумме в другой валюте).

Денежные операции, попадающие под контроль финмониторинга:

  • денежные переводы от юридических лиц физическим лицам (кроме заработной платы и вознаграждений);
  • получение денежных средств в валюте (из-за границы, с оффшоров и пр.);
  • поступление и снятие наличности в течение одного дня;
  • регулярные однотипные операции по снятию крупных сумм денежных средств;
  • множество вкладов, которые открываются на короткий срок (до одного месяца), а по истечении этого срока закрываются, причём денежные средства снимаются наличными;
  • покупка/продажа дорожных чеков, валюты, обмен испорченных денежных знаков на целые от суммы в 600 тыс. руб. (в эквиваленте);
  • покупка физическим лицом ценных бумаг за наличные денежные средства;
  • обмен банкнот с крупным номиналом на мелкие (и наоборот) до 600 тыс. руб.;
  • клиент пренебрегает выгодными условиями. Например, размещает крупные суммы во вклады, не интересуясь процентными ставками и прочими условиями;
  • денежные операции не имеют экономического смысла. Например, выплата шестизначной заработной платы в компании с нулевой бухгалтерской отчётностью;
  • невозможно установить стороны сделки;
  • необоснованные переводы на счета других банков с плохими условиями (низкие депозитные ставки, высокая комиссия и т.д.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector